Вторник, 25.09.2018, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Татьяна Герасимова (Иванова)
поэт, журналист

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Татьяна Иванова

НА ОТКУП ЧАСТНИКУ

 

   Только не посвященным в жизнь гостеприимного города Каменка неизвестно, что вот уже шестой год его население добирается в вечерне-ночное время (с 20-30 до 00-30 часов,) из одного конечного микрорайона в другой, кто как может.

Каменцев давно приучили к мысли, что только собственные ноги, сердобольный автомобилист или шустрый таксист за сто целковых помогут добраться до цели. Вы думаете, что пассажирский автотранспорт исчез? Ничего подобного.

До 2006 года Каменка слыла населенным пунктом с относительно нормально организованными пассажирскими перевозками, которые обеспечивало автотранспортное предприятие с 05 часов 10 минут до 00 часов 20 минут включительно. Водители возвращались в гараж около 2 часов ночи. Люди иногда сетовали на изношенность автобусов ЛиАЗ и ПАЗ, несоблюдение графиков и интервалов движения, перегруз в часы пик, редко на работу кондукторов. Затем Каменское АТП прошло процедуры банкротства и ликвидации. На этой основе было организовано «Каменское транспортное предприятие», которое и по сей день осуществляет пассажироперевозки. Но лишь на некоторых сельских и пензенских маршрутах. Городские маршруты и частично внутрирайонные заняли авто меньшей вместимости («Газели») таких частных предприятий как ООО «Дилижанс-3», ООО «Экспресс-Каменка», а затем и других мелких перевозчиков.

Согласно «Договора перевозки на обслуживание городского регулярного маршрута» от 03 июня 2008 года, заключенного на срок пять лет между заказчиком в лице администрации Каменки и подрядчиком – ООО «Экспресс-Каменка», качественное, безопасное, регулярное обслуживание населения города по установленным маршрутам должно обеспечиваться автобусами малого и особо малого класса в количестве 28 единиц (на 1 маршрут) с 5 часов 42,5 минут до 19 часов 52,5 минут с интервалами движения 2,5 минуты (!). По другим маршрутам - №№2, 3, 4, 5, 6, 6в, 7, 8, 9 и т.д. водители начинают работу (согласно тому самому «Договору») около 6-7 часов и заканчивают в 18-20 часов. Два-три года назад транспортники сделали людям одолжение – пустили в зимнее время «Газели» до 22 часов. Если пассажиры с последнего автобусного рейса, прибывающие с областного центра в 20 часов 30 минут, зимой еще успевают на городскую маршрутку, то летом – извините. А вот те, кто прибыл в наш районный центр пригородным железнодорожным транспортом в 23 часа 05 минут, круглый год попадают впросак. А вместе с ними уже сколько лет, кто как может, добираются до дома вечерней и ночной порой работники аварийных и общепитовских предприятий, а также загостившиеся у родных или знакомых рядовые граждане нашей славной Каменки…

На вопрос корреспондента о характере работы подрядчика администрация города ответила, мол, нерентабельно частным перевозчикам возить воздух, но всё же в будущем, возможно, ситуация изменится. Спрашивается, а откуда появиться пассажирам, если любой житель Каменки знает, что вечером «Газели» попросту не ходят?!  А между тем, согласно пункту 7 федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2006 года «Об общих принципах местного самоуправления» муниципальная власть обязана организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения.

Пообщавшись с представителями Каменского АТП (а у них в настоящее время стоит не одна и не две не использованные единицы для перевозки пассажиров), стало известно, что они имеют и желание и возможности для работы с местными органами власти, только вот заказчик при заключении договора «пожимает руку» почему-то частному подрядчику...

 

                                            Напечатано в газете «Наша Пенза» 2012г.

Татьяна Иванова             

 

ЗОЛОТО МАРИНЫ ТЕПЛИЦКОЙ

 

   Живем мы, каждый в своей скорлупке. Решаем проблемы, смотрим новости, сериалы. Влюбляемся и радуемся, теряем и находим. Чаще жизнь течет незаметно и за серостью будней встреча с талантливым человеком иногда становится точкой отсчета нового времени, как это произошло со мной. Одаренных людей много и они выражают своё духовное  «Я»  через прозу и стихи, камень и глину,  дерево, краски, музыку...  Кто-то рад и одному таланту, например дару певческому или поэтическому, но всё чаще встречаются поистине уникальные люди,  удивляя  многогранностью самовыражения. Осиянные особым  светом, они несут в мир красоту, радость и познание жизни во всей её полноте. Знакомство с пензенским предпринимателем, мастером золотного шитья, лауреатом и дипломантом международных, всероссийских и региональных выставок, поэтом и исполнительницей своих песен Мариной Александровной Теплицкой привнесло в мою жизнь желание познакомить  каменцев с ее творчеством.  Вышивкой  гладью, крестиком или бисером сейчас никого не удивишь. А вот то, что и  в Пензе более  двадцати лет существует ремесло шитья золотными металлизированными  нитями, стало для меня, человека весьма далекого от этого вида промысла, откровением. Золотным  шитьём Россия славилась издавна. В Торжке им начали заниматься  ещё лет триста назад. Вышивают гладью, «литым» способом, но пензенские мастерицы применяют так называемый "кованый шов",  шитьё «по карте» со своими приемами и секретами. И это отличает их от других мастеров. По мнению специалистов здесь уже родилась своя школа. В частности, это применение многослойности, объемности вышивки. Несколько человек, как героиня очерка, стали членами Ремесленной палаты Пензенской области и восхищают шедеврами Россию. Однако  развитию этого ремесла,  золотого фонда земли пензенской, можно было бы уделить и больше внимания со стороны правительства области. И это не риторика... Зрители пензенского драматического театра любуются занавесом  (золотая «роспись» на красном), воистину украшением сцены, не подозревая, что расшивкой прекраснейшего изделия занимались именно двенадцать пензенских мастериц. Среди них была и Марина Александровна. Ею вышито более сотни удивительных работ, среди которых значительную часть занимают православные иконы. И не только православной символикой увлечена мастерица. Ах, какую расшитую золотом тюбетейку показала мне гостеприимная хозяйка! Она сотрудничает со многими талантливыми людьми. Творчество московского художника Бориса Индрикова произвело на неё неизгладимое впечатление и мастер, с согласия автора, вышила несколько его картин. «Виолина», «Путь» и другие работы настолько необычны, завораживающе красивы, что не удержалась от покупки и я. Темы для работы зачастую берутся из интернета, но в последнее время Марина Александровна рисует сама. Да, работы дорогостоящие,  но сколько средств и труда вкладывают в них мастера, знают только они! Например, чтобы вышить икону, нужно заказать доску с ликом святого художнику. На ожидание уходит месяц. И ещё месяц трудоёмкой работы иглой, приносящей удовлетворение не только в материальном плане. Это действительно произведения искусства! А  все началось почти двадцать лет назад, когда Марина Александровна, по образованию инженер АСУП, окончила в Пензе курсы сначала бухгалтеров, а затем и золотного шитья. Не сразу пришло умение. Бизнес (у нее небольшой магазин швейной фурнитуры и тканей) занимает львиную долю ее времени. Только через пять лет она серьезно увлеклась шитьём и стала участвовать в выставках.  Имеет многочисленные награды за участие в них. Самыми значимыми считает Архиерейские грамоты Саранской и Мордовской Епархии, пензенской Митрополии, а также благодарности от правительства области, города и Железнодорожного района. В 2012 году  признана  «Лучшим мастером декоративно-прикладного творчества» областного центра. Первая персональная выставка М.А.Теплицкой состоялась в городе Заречном в марте этого года.  С 2003 года она побывала во многих уголках страны, делясь с посетителями выставок своим талантом. А одарена Марина Александровна щедро! В этом году вышел в свет первый сборник её стихов «Осколки осени». Да каких стихов! С первых страниц становится ясно, что перед нами Поэт!  Человек философского склада ума, ненавязчиво раскрывающий  читателю все грани жизни. Откровенно  показывающий сокровенные тайны женской души. Причем оптимизмом пронизаны почти все стихотворения автора, даже ностальгически - пророческие:

«…Мы будем добрыми, каких земля не знала.

Мы будем чистыми и помыслом, и телом.

И, начиная нашу жизнь сначала,

Прославимся и мыслями, и делом»

Её стихи нужно изучать на уроках литературы. В них воплощена история человеческой жизни, история взаимоотношений, история страны. Кто-то улыбнется моим строкам, но только до того момента, пока сам  ближе не познакомится с её творчеством. А когда Марина Александровна взяла в руки гитару и спела  несколько своих песен, я потеряла дар речи: с таким-то голосом, чистым, задушевным и проникновенным радовать бы людей по всей стране, несколько подуставшей от безголосой попсы.  Кстати, оказалось, что и московские любители бардовской песни клуба «Гнездо глухаря» рекомендовали ей выступать с  концертами.  Воистину, нет пророков в нашем Отечестве! А я нашла его в облике милой женщины средних лет, родившейся в Красноярске, получившей высшее образование в Казахстане, покорившей горы Памира и нашедшей свое призвание в Пензе, где  семья Теплицких нашла пристанище в далеком 1993 году, вынужденная покинуть Таджикистан во время военных действий. Недавно она записала свой первый диск «Женские истории». Ничтожно малым тиражом, как и сборник стихов, мгновенно разошедшийеся среди многочисленных поклонников ее таланта. Ну почему в нашей стране, богатейшей в мире, таланты вынуждены  продираться  к человечеству через немыслимые препоны судьбы!?  «Времени не хватает на всё - улыбается Марина Александровна – казалось бы муж и двое сыновей помогают во всём, многое хотелось бы сделать, но…»  В интернете есть её сайт, где каждый желающий может познакомиться с творчеством Мастера золотного шитья Марины Александровны Теплицкой. Человека с золотыми руками, с юной, улыбчивой и жизнерадостной душой, несмотря на совсем не простую жизнь.          

                                     Газета «Наша Пенза», 2012г.

                                                                       Татьяна Иванова

       

РЕМЕСЛА  И ПРОМЫСЛЫ НЕ УЖИВАЮТСЯ В БИЗНЕСЕ

 

                                                               В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…

   От чего в сердце рождается радость? От встречи с прекрасным.

Взгляните на золотистую крону берёзы на фоне осенней просини или сходите на выставку в Музей народного творчества, и Вы не останетесь равнодушным к сотворенной  природой или людьми красоте: резной шкатулке, свистульке, вышивке, кружеву… Веками от мастера к ученику передавались различные умения, ремесла перерастали в промыслы, позволяя выжить в нелегкое время. Наибольшее развитие народные промыслы получили в годы Советской власти, когда были созданы наилучшие условия для сохранения и развития декоративно-прикладного искусства. Государство получало от реализации сувениров миллионные доходы в бюджет. Именно тогда возродились полузабытые старые и родились новые ремесла: жостовская роспись, богородская игрушка, кубачинские изделия из металла, палехская миниатюра. С наступлением рыночного беспредела во главу угла было поставлено личное обогащение. Огромная масса людей была брошена в бездну нищеты и именно поделки стали для многих светом в конце тоннеля. Не стоит говорить о том, что жизнь мастеров кисти, пера и резца превратилась в кошмар. В двадцать первом веке, в самой просвещенной стране мира, в России, наступила пора мракобесия. Иначе нельзя назвать то, что сотворила власть над теми, кого ещё тысячи лет назад поддерживали сильные мира сего. Никогда ещё такая масса художников не влачила столь жалкое существование. Среди толстосумов стала крылатой поговорка: « Поэт должен быть голодным, иначе он перестанет писать стихи!» Возможно и так, но не до такой же степени, что Белла Ахмадуллина, в противовес Евгению  Евтушенко, вынуждена бала сказать: «Поэт в России больше не поэт!». Сколько же усилий  и унижений нужно перенести мастеру, чтобы издать книгу, продать картину, рукотворное изделие. Но самое страшное для художника – неизвестность. Талант – это цветок, который нужно любить, поливать и показывать людям. А у нас «цветы» сушат по особой технологии, чтобы в итоге сделать «икибану» - и привлекательно, и долговечно, и хлопот меньше. Кто виноват в сложившейся ситуации, когда уровень культуры упал настолько низко, что о Россию вытирают ноги все, кому не лень?  Кто допустил это?! Принято сваливать всё на народ, забывая, что все мы родом из СССР и менталитет советского человека сродни тепличному растению. Стоило раскрыть крышу оранжереи, как холодные ветры умертвили половину цветов, остальные выживают кто, как может. Приспособилась, как всегда, чиновная братия, согревая иногда таланты (в меру надобности). Выжили – отчасти – предприниматели. Причем в жесточайшей борьбе. А здесь выигрывает сильнейший  и, к сожалению, жестокий. Только малая  часть  мастеров кисти и пера смогла перейти в разряд «бизнесменов». Но нельзя запрячь вместе тягловое животное (бизнес) и трепетную лань (вдохновение). А это как раз и хочет сделать власть, пытаясь сделать их художника предпринимателя. Создали множество целевых программ, но давно спрятали под сукно программу «Сохранение и развитие ремесел и промыслов в Пензенской области на 2000-2005гг.» и размахивают, как мечом, другой – по развитию предпринимательства. Я встретилась с чиновниками разных уровней, мастерами-прикладниками, педагогами, простыми людьми. Побывала в нескольких селах Каменского района, чтобы на примере наиболее стабильного региона области показать состояние дел, во-первых, по сохранению традиций, во-вторых, по развитию ремесел. Картина, в первом случае, неплохая, во втором – удручающая. Очень хорошо поставлена работа по пропаганде декоративно-прикладного искусства. Вот что рассказала мне директор Музея народного творчества: «Правительство области вместо 30 тысяч рублей, запланированных по программе, выделило уже 65,5 тысяч рублей. Большая её часть потрачена на участие в выставках и совещаниях по проблемам развития ремесел. Мы присутствовали во Всероссийской универсальной выставке-ярмарке «Чувашия – новое время», «Деловая Мордовия», рекламировали изделия пензенских мастеров. На проведение конкурса «Пензенский сувенир»  было потрачено 27 тысяч рублей. По области работала передвижная выставка работ. На это ушло ещё 10 тысяч рублей. Развитие ремёсел включено в программу « Развитие и поддержка малого предпринимательства в Пензенской области». Для ремесленников это шанс открыть своё дело». Человеку, зарегистрированному как частный предприниматель, государство даёт льготные кредиты на развитие бизнеса. Это положение подтвердил и специалист Каменской районной администрации: «Только на 2005 год правительством области по программе выделен 51 миллион рублей. У нас в районе более 300 предпринимателей, занимающихся торгово-закупочной деятельностью, фермеров. Основной упор мы делаем на развитие жилищно-коммунального сервиса на селе». На мой вопрос, было ли заявление на организацию, например, гончарной мастерской, специалист ответил отрицательно, но заверил, что если мастер официально зарегистрирует своё «дело», то помощь со стороны администрации будет. Только нужно успеть подать заявление до «вёрстки бюджета». Возможен вариант сотрудничества и с общественной организацией ремесленников (Старо, как Божий день! Так говорили и ранее, но толку – то нет!) Пензенские мастера  прикладного искусства поделились со мной, что года три назад пытались создать свою  ассоциацию. Пензенская городская администрация выделила им, на выбор,  несколько адресов подвальных помещений, где умельцы могли бы организовать мастерскую, но в финансировании проекта отказали! Заместитель губернатора, курирующая вопросы развития ремёсел, обещала только идейную поддержку. На том дело и кончилось! Хотя, если бы идейная поддержка была обещана оборотистому малому, лихо лавирующему по бурному морю бизнеса, то он использовал бы этот шанс на все сто процентов. Творческие люди тем и отличаются от дельцов, что предназначены природой творить Прекрасное, а не распихивать конкурентов и носиться с бумагами из кабинета в кабинет. Радостно за педагогов-прикладников, работающих с детьми. Дело по сохранению традиций народных промыслов, несмотря на мизерные зарплаты, в крепких руках!

Да, в области хорошо поставлена эта работа – есть музей народного творчества почти в каждом городе, а то и в селе. Ежегодно устраиваются выставки, где можно не только показать изделие, но и реализовать его. Умельцы, особенно новички, сетуют на отсутствие специализированных салонов на местах. Не каждый же повезёт поделку в областной центр. И не каждый выйдет на рынок, чтобы продать своё творение. Ради интереса прошлась по каменскому рынку. Из сотен торговцев с десяток бабулек разложили шерстяные носки, мочалки, стельки… Евгения Николаевна, мастерица- кружевница, на вопрос: «А хотели бы Вы создать свою мастерскую?», здорово смутилась. Резчик по дереву Александр (единственный на рынке): «Я уж так работаю, без огласки, а то «наедут», последние штаны стянут!» Встретились мне и две пенсионерки, торгующие шалями, связанными из козьего пуха. Но это для души, просто подспорье для семьи. И всё, на всю Каменку! Ничего удивительного! Ведь на всю Пензенскую область приходится только один официально зарегистрированный в Москве бренд – абашевская керамика. Специалисты районной и городской  администраций, курирующих вопросы ремёсел не первый год, не смогли назвать мне ни одного мастера, который бы работал не эксклюзивно, а «на поток». Смутно припоминали, что был там, кто-то, когда-то… Фамилий не вспомнили. Но стали бодрее, когда пошел рассказ о новой, предпринимательско, программе. Ещё бы! Очередная акция сверху! Щелкнул кнут, зашевелилась в телеге ленивая лошадь, неспособная самостоятельно двигаться ни вправо, ни влево, ни шагу ступить. Побывала я и в селах. В Варваровском  социокультурном  центре осмотрела традиционную выставку. Ни специалисты села, ни руководитель предприятия не припомнили ни одного мастера – прикладника на селе. Правда «бизнесменов» хватает. Люди торгуют всем подряд, что производят на подворье. «Умирают старики, не успев передать свои таланты, - посетовал глава Головищенского сельского Совета – А ведь были у нас и гончары, и резчики. Есть кружевница, столяр-краснодеревщик…» И такая картина – повсеместно! Почему же, несмотря на наш талантливый народ, на выгодное географическое положение области, на природные условия (глины разные есть, пески, лес…), ремесла на пензенской земле пробиваются чахлыми ростками? Почему то, что имели, не сохранили? Ах, какие гончарные изделия видела я в Каменском краеведческом музее из села Языково Белинского района! Почему, всемерно поддерживая и пропагандируя развитие декоративно-прикладного искусства среди учащихся, отталкиваем признанных мастеров? Выпускники училища искусств нередко уходят в частные структуры – зарплата бюджетников смехотворная. Отчего туристы уезжают из Пензы без сувениров, хотя их можно изготавливать повсеместно?

(Кстати, и изготавливают специально для этой цели! Преподаватели и учащиеся училища искусств организовали выставку работ, посвященных М.Ю. Лермонтову). Да потому что в корне неверно подошли к решению данной проблемы. Легче всего закрыть глаза на то, что любой ремесленник прежде всего художник, а не делец. Мастеру, чтобы он творил Красоту с большой буквы, нужно создать хотя бы элементарные условия, а значит дать возможность творить, а не думать о налогах, бумагах, кабинетах… Ширпотреба и так достаточно на прилавках (особенно заграничных безделушек – а доход-то миллиардный получают на стекляшках!) Почему в области до сих пор не создан Фонд поддержки ремесел и промыслов? Не пора ли осознать факт, что мастеров не нужно загонять в бизнесмены, а, создав единую структуру, конкретизировать работу. Мастер-самородок из Каменки  Олег Николаевич Еремин (его квартира напоминает музей прикладного искусства – макеты церквей и кораблей, оружия…) сказал мне просто: «Я ушел бы с основной работы, чтобы творить, посвятить себя любимому делу, но душа моя не вытерпит бумажек. Покупали бы у меня изделия по приемлемым ценам, не за гроши, то дело пошло бы. А пока моя семья бедствует». И он любовно погладил полутораметровый макет знаменитых Кижей собственного производства.

Нужна реанимация целевой программы развития ремёсел. Насущно назрела необходимость создания ассоциации, которая бы занималась организацией помощи мастерам и реализацией их изделий. Забота государства окупится сторицей. Учитывая развитие туризма. А мастера не подведут. Главное, не обижать их в оплате труда, чтобы они смотрели на мир светлыми глазами. 

                                                               Газета «Деловая Пенза» №45(418) от 24ноября 2004 года

Татьяна Иванова     

 

РОМАНТИК НЕБА

 

   В августе 2007 года, в холле редакции одной из московских газет, ожидая сотрудников, коротали время два сельских поэта. Ульяновский и пензенский. Делились впечатлениями о Москве, обменялись сборниками стихов и с интересом взглянули на вошедшую женщину. Она, улыбнувшись, представилась и через минуту мы уже знали причину столь раннего её появления в редакции. Мать Героя России майора - десантника Олега Николаевича Зобова,  Мария Ильинична тяжело переживала бездушное отношение к памяти сына, отдавшего жизнь во имя Родины, и к ней лично, со стороны педагогов одной из московских школы. Она предоставила им материалы о подвиге героя. Школа выиграла приличный грант.  Возвращая  бесценные для семьи реликвии, ребята позвонили в квартиру, оставили у порога пакет и ушли, даже не поблагодарив её. Редакционная статья вышла в свет, но именно с того дня состоялось моё более тесное знакомство с Марией Ильиничной. Узнав, что я из Пензенской области, она всплеснула руками: «Землячка! Напишите о сыне в местной прессе!» Через час мы уже подходили к её дому в одном из отдаленных, но престижном районе Москвы. Я была потрясена с первых минут. В обычной трехкомнатной квартире был открыт настоящий музей! Экспонаты заполняли почти всё пространство комнаты и я, медленно переходя от стенда к стенду, поражалась не только их количеством, но и с любовью подобранными материалами. Здесь были собраны не только фотографии, награды, оружие, личные вещи сына, но и настоящий парашют. Его привёз для музея друг семьи, командующий  ВДВ Г. Шпак. Особо запомнился патрон. Его хранил Олег ещё с Афганистана: «Живым духам не сдамся!» Пришлось, к моему смущению (в музее побывали многие знаменитые люди), по просьбе Марии Ильиничны, и мне оставить памятную запись в книге Памяти. Такая честь была оказана мне хозяйкой потому что я оказалась первой из пензенцев, побывавшей здесь.

Имя Олега Николаевича Зобова свято чтут не только псковские десантники, но и родственники 167 спасенных им солдат и офицеров. Во время первой чеченской кампании 1994 года именно боевой опыт заместителя командира взвода парашютно - десантной роты 76 гвардейской дивизии ВДВ капитана Олега Зобова, побывавшего во многих горячих точках, позволил ему вывести из-под шквального огня боевиков почти весь личный состав роты. Заменив в бою раненного командира, он получил компрессионный удар в спину от взрыва гранаты, но не оставил поле боя.  Долго лечился в госпиталях, однако раны оказались несовместимы с жизнью и в 1998 году Олег Николаевич Зобов  умер. «Господи, сколько боли пришлось претерпеть ему! И физической, и моральной… Его представили к званию Героя сразу после боя, а в госпитале вручили только медаль за «Мужество». Он выкинул её в форточку! Звезду дали только через несколько лет. Сколько госпиталей переменил, сколько операций перенёс, но встал на ноги, стараясь вновь вернуться в строй! На похоронах многие плакали, а запомнились слезы стоящего в карауле у могилы молоденького курсанта…» - рассказывала мама героя. Он добился возвращения в родную дивизию и даже сделал, закованный в корсет, и в тайне от родителей, шесть прыжков на парашюте! Более подробно о подвиге десантника можно узнать в Центральном музее Армии, в интернете и в книге псковского журналиста Андрея Почтарева «Жизнь, отданная  десанту» в каменской  библиотеке №1. О нем написаны книги, картины, стихи и песни.

Я же хочу познакомить уважаемых читателей с родителями, воспитавшими мужественного человека. «Муж мой, Николай Александрович Зобов, офицер-фронтовик. Я - офицерская жена. Учиться мне не пришлось, окончила только курсы швей. Всю совместную жизнь по городам да весям. Он из села Троицкого Башмаковского района Пензенской области, а я родилась в деревне Липовка, что в трёх километрах от их села. Он со мной, годовалой, однажды, нянчился… Его родители спасли меня от угона во время репрессий. В 1949 году приехал он в отпуск из армии, мне семнадцать было, а уезжали вместе. Двоих сыновей воспитали. Оба родились в Литве, где служил муж. Младший, Олежка, родился в ночь на 23 февраля. О старшем не хочу говорить! Когда  литовские отморозки держали меня с мужем под дулами автоматов, выпытывая об Олеге и вынудили бежать, в чем одеты были, мы пришли к старшему сыну, но он, боясь за семью, отказал нам в помощи. Мы пешком перешли границу и нас приютил Олег, служивший в Пскове. Как мы нуждались! Нам помогали все, спасибо им!»

Николай Александрович Зобов прошел почти всю войну, вернее проехал на полуторке. Служил сначала в учебно-тракторном полку, участвовал в операции по окружению армии Паулюса в Сталинграде. Боевой путь его прошел через Курск, Белгород, Харьков, Гомель, Варшаву. Закончил войну старший сержант Зобов в Дрездене. Награжден  медалями, отмечен поощрениям. Сверхсрочную службу продолжил в Прибалтике, окончил курсы младших командиров, а звание лейтенанта получил после учебы в Рязанском военном автомобильном училище. Занимал по службе различные должности и вышел в отставку комендантом военного аэродрома в Каунасе в 1965 году. По воспоминаниям Марии Ильиничны, а к моменту нашего знакомства Николая Александровича уже два года как не было в живых, ребят воспитывала сама среда офицерства, но как любили они животных! Не зря старший сын стал укротителем хищников в цирке, а Олег пронёс эту любовь через всю жизнь. «Шалуны были! Однажды я наказала Олега за провинность, приказав встать ему в угол на колени, но он резко отказался: «Я никогда не встану на колени!»  и не вставал ни перед начальством, ни перед врагами, болью и смертью…- заплакала мать – Всего добивался сам». Любовь к людям, доброта, скромность, целеустремленность, отзывчивость и гордость за профессию воина отличали Олега. С ранних лет он мечтал стать солдатом, а потом заболел десантом. Жалел и делился со своими солдатами всем, чем мог. Они платили ему молчаливой мужской любовью.

Мы побывали на Кунцевском кладбище, где в одной могиле похоронены отец и сын Зобовы. Мария Ильинична, проводя огромную патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения на примере подвига сына, часто бывала здесь и у скромного памятника всегда лежит букет белых калл. Я, пообещав Марии Ильиничне написать статью о подвиге героя в областную газету, возвратилась домой. Сдав ее в «Пензенскую правду», снова возвратилась на работу в Москву. Только через несколько лет я увидела напечатанное  в газете («Пензенская правда» №71 от 7 сентября 2007г.). От полновесной статьи осталась коротенькая заметка, причем переделанная так, что моему возмущению не было предела. Слава Богу, что её не увидела Мария Ильинична, внезапно скончавшаяся в середине октября 2007 года. Её прах захоронен в одной могиле с сыном и мужем. Жизнь их есть яркий пример служения России, людям. И отца, и сына, и матери. Память об их подвиге увековечена. Олег Николаевич Зобов не уроженец Пензенской области, но корни его пензенские. В областном Пензенском  краеведческом музее о фронтовике Николае Александровиче Зобове знают и скоро посетители увидят стенд о его боевом прошлом. А я благодарна судьбе, столкнувшей меня с Марией Ильиничной Зобовой. Своей настойчивостью, стремлением к справедливости и истинной любовью к сыну, стремившейся увековечить родное имя, она навсегда останется в памяти людей, знавших её как Мать героя.

«Любимая газета – Каменка», 2016г.

Вход на сайт
Поиск

На сайте размещены материалы Татьяны Герасимовой (Ивановой), опубликованные ранее в СМИ

Copyright MyCorp © 2018
uCoz